Выбор, разгон и влияние частоты памяти на производительность в играх и монтаже видео на примере памяти Team DDR4 2666 2×8 Gb (TDRED48G2666HC15BBK). |
Team T-Force Dark – комплект оперативки от популярного бренда для энтузиастов. Она отличается неплохими характеристиками и наличием разгонного потенциала при довольно демократичной цене.
Но стоит ли вообще гнаться за быстрой памятью? Может достаточно будет самой недорогой с частотой 2400 МГц или наоборот стоит взять память с частотой порядка 3000 МГц? Какой прирост это даст в играх и монтаже видео? Этим вопросам и посвящена настоящая статья.
Содержание
Содержание
1. Выбор оперативной памяти
Не так давно я делал апгрейд компьютера с переходом с платформы AMD на Intel и стал вопрос выбора оперативной памяти.
С учетом поддержки материнкой (Asus Z170 Pro Gaming) памяти с частотой до 3400 МГц, хотелось установить оперативку побыстрее, но не очень дорогую. Для игрового компьютера оптимально на сегодня брать комплект из 2 планок по 8 Гб.
Такого объема (16 Гб) хватит для всех современных игр и память будет работать в двухканальном режиме, что обеспечит более высокую производительность, в сравнении с одноканальным режимом (когда устанавливается одна планка памяти).
Изначально был выбран комплект с очень хорошим соотношением цена/частота AMD Radeon R7 (2666 МГц). Но его не оказалось в наличии и пришлось выбирать между более дорогой Team T-Force Dark (2666 МГц) и гораздо дорогой G.Skill RipjawsV (3000 МГц).
По изученным мной игровым тестам, производительность мощной игровой системы с памятью 2133 МГц и 3000 МГц отличается на 3-13% (в среднем на 6%). Поэтому, с учетом планировавшегося апгрейда видеокарты, хотелось в будущем получить максимум от системы.
Но во-первых, цена памяти G.Skill RipjawsV (3000 МГц) была довольно высокой, а во-вторых, это просто память с заводским разгоном за счет повышения напряжения питания со стандартных 1.2 до 1.35 В.
Кроме этого, память с частотой 3000 МГц и выше не всегда стабильно работает с различными процессорами, а повышение напряжения питания приводит к преждевременному износу чипов памяти и контроллера процессора (по информации компании Intel).
К преимуществам Team T-Force Dark (2666 МГц), кроме низкой цены, можно отнести стандартное напряжение (1.2 В) и возможность разгона, что позволит получить более высокую частоту при более низких затратах. Поэтому ей и было отдано предпочтение.
2. Обзор модулей памяти
Память Team T-Force Dark (2666 МГц) относится к игровой серии (DDR4 Gaming), что и указано на упаковке.
На обратной стороне упаковки, присутствует описание продукта.
Среди всей этой белиберды есть и несколько полезных деталей.
- стильные защитные радиаторы
- напряжение питания 1.2-1.4 В
- поддержка Intel XMP 2.0
- высококачественные отборные чипы
- одобрено большинством производителей материнских плат
Здесь хотелось бы отметить достаточный для хорошего разгона диапазон допустимых напряжений. Никто не мешает вам выставить напряжение питания 1.35 В для достижения частоты близкой к 3000 МГц, как в более дорогих модулях. Как дело обстоит на практике мы рассмотрим чуть ниже.
XMP (Extreme Memory Profile) это технология, которую нужно включать в BIOS для того, чтобы быстрая память работала на заявленной частоте (2666, 3000 МГц и т.д.). Несмотря на то, что разработчиком является Intel, профили памяти работают и на платформе AMD, но в биосе это может называться AMP (ADM Memory Profile).
Как и в большинстве оверклокерской памяти, здесь используются специально отобранные чипы, которые хорошо поддаются разгону. Достаточно высокий уровень качества подтверждается присутствием памяти Team в перечнях совместимых модулей (VQL) производителей материнских плат.
Также комплекты модулей тестируются самим производителем на предмет совместимости и нормальной работы в двухканальном режиме. В упаковке, которая кстати хорошо защищает модули от повреждений, гарантировано будут планки из одной партии.
Это подтверждает информация на наклейках.
Память имеет типичную для DDR4 латентность CL 15, т.е. не больше и не меньше стандартного значения, что нормально для бюджетной памяти. Остальные тайминги являются производными от латентности и на них я не буду заострять внимание, вы можете увидеть их на следующем фото.
Что касается радиаторов, то тут они выполняют исключительно декоративную функцию.
Они довольно хлипкие, но прижимать планку большим пальцем в центре при установке удобно.
Толщина металла не позволяет надеется на какое-либо существенное улучшение теплоотвода, но на самом деле для DDR4, даже при повышенном напряжении, это и не нужно, так как она практически не греется.
Зато эти планки классно смотрятся через прозрачное окно корпуса на черно-красной геймерской материнке
Снимать радиаторы я не стал, но сбоку было видно, что планки односторонние и радиатор контактирует с одной стороны с чипами, а с другой с платой через черные термопрокладки, защищая модули от случайных повреждений.
3. Тесты производительности в играх
Целью тестов оперативной памяти Team T-Force Dark было определение ее разгонного потенциала и сравнение производительности системы при частоте памяти 2400, 2666 и 3000 МГц.
Частота памяти менялась через BIOS. При установке 2400 МГц менялась только частота. Для тестов на родной частоте 2666 МГц в биосе выбирался профиль XMP. Для тестов на частоте 3000 МГц напряжение питания устанавливалось на 1.35 В.
На скриншоте ниже вы можете видеть прописанные в планке Team T-Force Dark профили SPD и XMP.
Еще ниже реальные режимы и тайминги, на которых проводилось тестирование.
В поле DRAM Frequency утилиты CPU-Z указывается базовая частота, которую нужно умножать на 2 для получения эффективной (реальной) частоты работы памяти.
Все тайминги устанавливались материнкой автоматически. На частоте 2133 МГц память не тестировалась, так как память с частотой 2400 МГц стоит столько же, в этом нет смысла.
Тесты производились на материнской плате Asus Z170 Pro Gaming с процессором Core i7-6700K и видеокартой GTX 660. Чтобы относительно слабая видеокарта меньше влияла на результаты тестов, графические настройки в играх были понижены.
Тестирование происходило на Windows 10 x64 в играх со встроенным бенчмарком. В многопользовательской игре Armored Warfare для теста был записан реплей и показатели снимались с помощью FRAPS.
Rise of Tomb Rider
Средние настройки графики.
Тест на частоте 2400 МГц.
Тест на частоте 2666 МГц.
Тест на частоте 3000 МГц.
Повышение частоты с 2400 до 2666 МГц дало средний прирост около 3 FPS, что довольно неплохо. А вот дальнейшее повышение частоты до 3000 МГц дало прибавку всего 1 FPS.
Batman: Arkham Knight
Низкие настройки графики (так как на средних упирается в видеокарту).
Тест на частоте 2400 МГц.
Тест на частоте 2666 МГц.
Тест на частоте 3000 МГц.
При переходе с 2400 на 2666 МГц получился прирост производительности 2 FPS. На частоте 3000 МГц прибавка составила всего 1 FPS.
Deus Ex: Mankind Divided
Средние настройки графики.
Тест на частоте 2400 МГц.
Тест на частоте 2666 МГц.
Тест на частоте 3000 МГц.
На частоте 2666 МГц прирост составил более 3 FPS по сравнению с частотой 2400 МГц, а вот дальнейшее повышение частоты до 3000 МГц дало даже менее 1 FPS.
Armored Warfare: Проект Армата
Средние настройки графики.
Результаты тестов в программе FRAPS сведены в следующую таблицу.
Частота памяти | FPS (мин) | FPS (сред) | FPS (макс) |
2400 МГц | 106 | 82 | 125 |
2666 МГц | 108 | 83 | 124 |
3000 МГц | 109 | 85 | 128 |
В этом тесте наоборот, переход с частоты 2666 на 3000 МГц дал чуть-чуть больше, чем с 2400 на 2666 МГц. Но разница также незначительна, в пределах 1-2 FPS.
4. Тест производительности в рендеринге
В качестве теста я произвел рендеринг видео в разрешении 1920×1080 продолжительностью 17:22 и размером 2.44 Гб в программе Camtasia, в результате чего на выходе был создан файл размером 181 Мб. Результаты тестов я также свел в таблицу.
Частота памяти | Время | Разница |
2400 МГц | 4:04 | – |
2666 МГц | 3:52 | 4.9% |
3000 МГц | 3:28 | 10.3% |
Как видно, при частоте памяти 2666 МГц, компьютер справился с задачей на 4.9% быстрее, чем при частоте 2400 МГц. При переходе на частоту 3000 МГц разрыв во времени рендеринга по сравнению с 2666 МГц составил 10.3%.
На самом деле разница получилась небольшая, так как на каждом часе рендеринга видео с памятью 3000 МГц можно будет сэкономить всего около 6 минут по сравнению с памятью 2666 МГц.
5. Выводы
Возможно виной низкого прироста производительности в играх при переходе с 2666 на 3000 МГц стала слабая видеокарта и с более мощной он будет более существенным. А может быть, возросшая латентность (с 15 до 17) при переходе на частоту 3000 МГц тоже сыграла свою роль, так как по результатам некоторых тестов, игры бывают чувствительны к таймингам.
Что касается рендеринга, то его скорость напрямую связана с частотой памяти, но разница не столь значительна, как хотелось бы. Все-таки в этих задачах решающую роль играет количество потоков процессора.
В целом я бы дал следующие рекомендации. Если разница в цене не значительна, то берите память с более высокой частотой, несколько дополнительных FPS в играх лишними не будут. Но, если цена кусается, лучше вложить деньги в более мощную видеокарту, так как мизерный прирост не стоит того, чтобы переплачивать за память с высокой частотой. В конце концов, при желании, память легко разогнать
6. Ссылки
По ссылке ниже вы можете скачать рекомендуемые конфигурации (процессор + видеокарта + память) для игр и монтажа видео.
Если вам понравилась статья, пожалуйста поддержите наш сайт и поделитесь ссылкой на нее в соцсетях
Получается, что когда на четырех разъемах стоит по 4 Гб, памяти меньше (16 Гб), но она работает быстрее, чем когда стоит по 16Гб — всего 64 Гб?
Для двухканального режима нужно ставить 2 или 4 планки, тогда память будет работать быстрее чем с 1 планкой.
А материнская плата сама включает двухканальный режим, или надо в BIOS настраивать?
Сама, главное чтобы 2 одинаковых планки стояли в слотах одинакового цвета.
Одинаковые по объему, или по марке и производителю?
Для того, чтобы память нормально работала в двухканальном режиме должны быть соблюдены следующие условия, в порядке важности.
1. Количество планок должно быть четным (2,4)
2. Все планки должны быть одинакового объема
3. Все планки должны быть односторонние или двухсторонние
4. Частота всех планок должна совпадать
5. Напряжение питания всех планок должно быть одинаковым (для стабильной работы)
6. Желательно, чтобы совпадала латентность (CL)
7. Желательно, чтобы планки были того же производителя
8. Две одинаковых планки нужно вставлять в слоты одного цвета
В идеале купить сразу две одинаковых планки, тогда их нормальная работа в двухканальном режиме гарантирована.
Здравствуйте.
Какие планки лучше: односторонние или двухсторонние?
Все прочие характеристики заявлены одинаковыми, производитель и цена тоже одинаковые.
Односторонние, чем меньше чипов, тем выше надежность.