Апгрейд компьютера и влияние процессора на производительность в играх

Апгрейд компьютера

Переход с платформы AMD на Intel, влияние процессора на производительность в играх и при монтаже видео (рендеринге).

Процессор – это основной вычислительный компонент, который сильно влияет на производительность компьютера. Но на сколько производительность в играх зависит от процессора? Стоит ли менять процессор для повышения производительности в играх? Какой прирост это даст? На эти вопросы мы и попытаемся найти ответ в этой статье.

1. Что менять видеокарту или процессор

Не так давно я опять столкнулся с нехваткой производительности компьютера и стало ясно, что настало время очередного апгрейда. На тот момент моя конфигурация была следующей:

  • Phenom II X4 945 (3 ГГц)
  • 8 Гб DDR2 800 МГц
  • GTX 660 2 Гб

В целом производительность компьютера меня вполне устраивала, система работала довольно шустро, большинство игр шли на высоких или средне/высоких настройках графики, а видео я монтировал не так часто, так что 15-30 минут рендеринга меня не напрягали.

Первые проблемы возникли еще в игре World of Tanks, когда смена настроек графики с высоких на средние не давала ожидаемого прироста производительности. Частота кадров периодически просаживалась с 60 до 40 FPS. Стало ясно, что производительность упирается в процессор. Тогда было решено заменить кулер и разогнать процессор до 3.6 ГГц, что решило проблемы в WoT.

Но шло время, выходили новые тяжелые игры, а с WoT я пересел на более требовательную к системным ресурсам Armored Warfare (Армата). Ситуация повторилась и стал вопрос что менять – видеокарту или процессор. Смысла менять GTX 660 на 1060 не было, нужно было брать хотя бы GTX 1070. Но такую видеокарту старичок Phenom точно не потянул бы. Да и при смене настроек в Армате было ясно, что производительность опять уперлась в процессор. Поэтому было решено заменить сначала процессор с переходом на более производительную в играх платформу Intel.

Замена процессора тянула за собой замену материнской платы и оперативной памяти. Но другого выхода не было, кроме того была надежда на то, что более мощный процессор позволит полнее раскрыться старой видеокарте в процессорозависимых играх.

2. Выбор процессора

Процессоров Ryzen на тот момент еще не было, их выход только ожидался. Для того, чтобы полноценно оценить их, нужно было дождаться их выхода и массового тестирования для выявления сильных и слабых сторон.

Кроме того, уже было известно, что цена на момент их выхода будет довольно высокой и нужно было ждать еще около полугода пока цены на них станут более адекватными. Желания столько ждать не было, ровно как и спешно переходить на еще сырую платформу AM4. А, учитывая вечные ляпы AMD, это было еще и рискованно.

Поэтому процессоры Ryzen не рассматривались и предпочтение отдавалось уже проверенной, отточенной и хорошо себя зарекомендовавшей платформе Intel на сокете 1151. И, как показала практика, не зря, так как процессоры Ryzen оказались хуже в играх, а в других задачах производительности мне и так было достаточно.

Сначала выбор был между процессорами Core i5:

  • Core i5-6600
  • Core i5-7600
  • Core i5-6600K
  • Core i5-7600K

Для игрового компьютера среднего класса i5-6600 был вариантом минимум. Но на перспективу замены видеокарты хотелось иметь какой-то запас. Core i5-7600 отличался не сильно, поэтому изначально планировалось приобрести Core i5-6600K или Core i5-7600K с возможностью разгона до стабильных 4.4 ГГц.

Но, ознакомившись с результатами тестов в современных играх, где загрузка этих процессоров приближалась к 90%, было ясно, что в перспективе их может немного не хватить. А хотелось иметь хорошую платформу с запасом на долго, так как прошли те времена, когда можно было делать апгрейд ПК каждый год sad

Поэтому я начал присматриваться к процессорам Core i7:

  • Core i7-6700
  • Core i7-7700
  • Core i7-6700K
  • Core i7-7700K

В современных играх они загружаются еще не на полную, а где-то на 60-70%. Но, у Core i7-6700 базовая частота всего 3.4 ГГц, а у Core i7-7700 не многим больше – 3.6 ГГц.

По результатам тестов в современных играх с топовыми видеокартами наибольший прирост производительности наблюдается на отметке 4 ГГц. Дальше он уже не столь значительный, иногда практически незаметный.

Несмотря на то, что процессоры i5 и i7 оснащены технологией авторазгона (Turbo Boost), рассчитывать на нее особо не стоит, так как в играх, где задействованы все ядра, прирост будет незначительный (всего 100-200 МГц).

Таким образом, процессоры Core i7-6700K (4 ГГц) и i7-7700K (4.2 ГГц) являются более оптимальными, а учитывая возможность разгона до стабильных 4.4 ГГц, еще и значительно более перспективными чем i7-6700 (3.4 ГГц) и i7-7700 (3.6 ГГц), так как разница в частоте уже составит 800-1000 МГц!

На момент апгрейда процессоры Intel 7-го поколения (Core i7-7xxx) только появились и стоили ощутимо дороже процессоров 6-го поколения (Core i7-6xxx), цены на которые уже начали снижаться. При этом в новом поколении обновили только встроенную графика, которая для игр не нужна. А возможности разгона у них практически одинаковые.

Кроме того, материнки на новых чипсетах тоже стоили дороже (хотя можно поставить процессор на более старый чипсет, это может быть сопряжено с некоторыми проблемами).

Поэтому было решено брать Core i7-6700K с базовой частотой 4 ГГц и возможностью разгона до стабильных 4.4 ГГц в будущем.

3. Выбор материнской платы и памяти

Я, как большинство энтузиастов и технических экспертов, отдаю предпочтение качественным и стабильным материнкам от ASUS. Для процессора Core i7-6700K с возможностью разгона оптимальным вариантом являются материнские платы на чипсете Z170. Кроме того, хотелось иметь более качественную встроенную звуковую карту. Поэтому было решено взять самую недорогую игровую материнку от ASUS на чипсете Z170 – Asus Z170 Pro Gaming.

Память, с учетом поддержки материнкой частоты модулей до 3400 МГц, хотелось также побыстрее. Для современного игрового ПК оптимальным вариантом является комплект памяти DDR4 2×8 Гб. Оставалось найти оптимальный по соотношению цена/частота комплект.

Изначально выбор пал на AMD Radeon R7 (2666 МГц), так как цена была весьма заманчива. Но, на момент заказа, ее не оказалось на складе. Пришлось выбирать между гораздо более дорогой G.Skill RipjawsV (3000 МГц) и чуть менее дорогой Team T-Force Dark (2666 МГц).

Это был сложный выбор, так как память хотелось побыстрее, а средства были ограничены. По результатам тестов в современных играх (которые я изучил), разница в производительности между памятью с частотой 2133 МГц и 3000 МГц составляла 3-13% и в среднем 6%. Это не так много, но хотелось получить максимум.

Но дело в том, что быстрая память делается путем заводского разгона более медленных чипов. Память G.Skill RipjawsV (3000 МГц) не исключение и, для достижения такой частоты, напряжение питания у нее составляет 1.35 В. Кроме того, процессоры тяжело переваривают память со слишком высокой частотой и уже на частоте 3000 МГц система может работать не стабильно. Ну и повышенное напряжение питания приводит к более быстрому износу (деградации) как чипов памяти, так и контроллера процессора (об этом официально заявляла компания Intel).

В тоже время память Team T-Force Dark (2666 МГц) работает при напряжении 1.2 В и, по заявлениям производителя, допускает повышение напряжения до 1.4 В, что при желании позволит разогнать ее вручную. Взвесив все за и против, выбор был сделан в пользу памяти Team T-Force Dark (2666 МГц) со стандартным напряжением 1.2 В.

4. Тесты производительности в играх

Перед сменой платформы я сделал тесты производительности старой системы в некоторых играх. После смены платформы те же тесты были произведены повторно.

Тесты производились на чистой системе Windows 7 с одной и той же видеокартой (GTX 660) на высоких настройках графики, так как целью замены процессора было повышение производительности без снижения качества изображения.

Для достижения более точных результатов в тестах использовались только игры со встроенным бенчмарком. В качестве исключения тест производительности в танковом онлайн шутере Armored Warfare производился путем записи реплея и дальнейшего его проигрывания со снятием показателей с помощью Fraps.

Rise of Tomb Rider

Высокие настройки графики.

Rise of Tomb Rider

Rise of Tomb Rider

Тест на Phenom X4 (@3.6 ГГц).

Rise of Tomb Rider

Тест на Core i7-6700K (4.0 ГГц).

Rise of Tomb Rider

По результатам теста видно, что средний FPS изменился незначительно (с 36 до 38). Значит производительность в данной игре упирается в видеокарту. Тем не менее, минимальные просадки FPS во всех тестах значительно уменьшились (с 11-12 до 21-26), а значит играть все равно будет немного комфортнее.

В надежде на повышение производительности с DirectX 12 позже я сделал тест в Windows 10.

Rise of Tomb Rider

Но результаты оказались даже хуже.

Rise of Tomb Rider

Batman: Arkham Knight

Высокие настройки графики.

Batman Arkham Knight

Тест на Phenom X4 (@3.6 ГГц).

Batman Arkham Knight

Тест на Core i7-6700K (4.0 ГГц).

Batman Arkham Knight

Игра очень требовательна как к видеокарте, так и к процессору. Из тестов видно, что замена процессора привела к существенному росту среднего FPS (с 14 до 23), и уменьшению минимальных просадок (с 0 до 15), максимальное значение также выросло (с 27 до 37). Тем не менее, эти показатели не позволяют комфортно играть, поэтому я решил провести тесты со средними настройками и отключил различные эффекты.

Средние настройки графики.

Batman Arkham Knight

Тест на Phenom X4 (@3.6 ГГц).

Batman Arkham Knight

Тест на Core i7-6700K (4.0 ГГц).

Batman Arkham Knight

На средних настройках средний FPS также немного вырос (с 37 до 44), и существенно снизились просадки (с 22 до 35), перекрыв минимально допустимый для комфортной игры порог в 30 FPS. Разрыв в максимальном значении также сохранился (с 50 до 64). В результате смены процессора играть стало вполне комфортно.

Переход на Windows 10 абсолютно ничего не изменил.

Batman Arkham Knight

Deus Ex: Mankind Divided

Высокие настройки графики.

Deus Ex Mankind Divided

Deus Ex Mankind Divided

Тест на Phenom X4 (@3.6 ГГц).

Deus Ex Mankind Divided

Тест на Core i7-6700K (4.0 ГГц).

Deus Ex Mankind Divided

Результатом замены процессора стало лишь снижение просадок FPS (с 13 до 18). Тесты со средними настройками, я к сожалению забыл провести sad Но провел тест на DirectX 12.

Deus Ex Mankind Divided

В результате лишь просел минимальный FPS.

Deus Ex Mankind Divided

Armored Warfare: Проект Армата

Я частенько играю в эту игру и она стала одной из основных причин обновления компьютера. На высоких настройках игра выдавала 40-60 FPS с редкими, но неприятными просадками до 20-30.

Снижение настроек до средних устраняло серьезные просадки, но средний FPS оставался почти таким же, что является косвенным признаком нехватки производительности процессора.

Был записан реплей и произведены тесты в режиме воспроизведения с помощью FRAPS на высоких настройках.

Armored Warfare

Их результаты я свел в табличку.

Процессор FPS (мин) FPS (сред) FPS (макс)
Phenom X4 (@3.6 ГГц) 28 51 63
Core i7-6700K (4.0 ГГц) 57 69 80

Замена процессора полностью исключила критичные просадки FPS и серьезно повысила среднюю частоту кадров. Это позволило включить вертикальную синхронизацию, сделав картинку более плавной и приятной. При этом игра выдает стабильные 60 FPS без просадок и играть очень комфортно.

Другие игры

Я не проводил тесты, но в целом похожая картина наблюдается в большинстве онлайн и процессорозависимых игр. Процессор серьезно влияет на FPS в таких онлайн играх как Battlefield 1 и Overwatch. А также в играх с открытым миром типа GTA 5 и Watch Dogs.

Сам я ради эксперимента устанавливал GTA 5 на старый ПК с процессором Phenom и новый с Core i7. Если раньше при высоких настройках FPS держался в пределах 40-50, то теперь стабильно держится выше отметки 60 практически без просадок и часто доходит до 70-80. Эти изменения заметны невооруженным глазом, а вооруженный просто гасит всех подряд smile

5. Тест производительности в рендеринге

Я не много занимаюсь монтажом видео и провел всего один простейший тест. Отрендерил Full HD видео длиной 17:22 и объемом 2.44 Гб в меньший битрейт в программе Camtasia, которой я пользуюсь. В результате получился файл объемом 181 Мб. Процессоры справились с задачей за следующее время.

Процессор Время
Phenom X4 (@3.6 ГГц) 16:34
Core i7-6700K (4.0 ГГц) 3:56

Само собой, в рендеринге была задействована видеокарта (GTX 660), ибо я ума не приложу кому придет в голову проводить рендеринг без видеокарты, так как это занимает в 5-10 раз больше времени. Кроме того, плавность и скорость воспроизведения эффектов при монтаже также очень сильно зависит от видеокарты.

Тем не менее, зависимость от процессора никто не отменял и Core i7 справился с этой задачей в 4 раза быстрее, чем Phenom X4. С повышением сложности монтажа и эффектов это время может значительно возрастать. То с чем Phenom X4 будет пыхтеть 2 часа, Core i7 осилит за 30 минут.

Если вы планируете серьезно заниматься монтажом видео, то мощный многопоточный процессор и большой объем памяти существенно сэкономят вам время.

6. Заключение

Аппетиты современных игр и профессиональных приложений очень быстро растут, требуя постоянных вложений в модернизацию компьютера. Но если у вас слабый процессор, то нет смысла менять видеокарту, он просто ее не раскроет, т.е. производительность упрется в процессор.

Современная платформа на основе мощного процессора с достаточным объемом оперативной памяти обеспечит высокую производительность вашего ПК на годы вперед. При этом снижаются затраты на апгрейд компьютера и отпадает необходимость полностью менять ПК через несколько лет.

По ссылке ниже вы можете скачать рекомендуемые конфигурации (процессор + видеокарта + память) для игр и монтажа видео.

Если вам понравилась статья, пожалуйста поддержите наш сайт и поделитесь ссылкой на нее в соцсетях smile

39 комментариев

  1. Александр

    друг купил память Kingston 3200 MHz 8G *2,и утверждает этого хватает, но если брать мать — ASUS ROG STRIX H270I GAMING/ASUS ROG STRIX B250I GAMING не лучще взять сразу на 16G с запасом, так как 2 слота у этих матерей?

    • Admin

      Ну если 2 слота, то можно поставить сразу 2х16 Гб (на 2400/2666 МГц). Хотя скажем для игр еще какое-то время будет хватать 2х8 Гб. Можно конечно поставить 1 планку на 16 Гб, чтобы добавить еще одну в будущем, но тогда не будет 2-канального режима и потенциал памяти полностью не раскроется.

  2. Александр

    а смысл нет брать 3200 мгц ? или на данный момент трата денег?smile

    друг написал :
    Читал комменты на разные мамки. И бывало такое, что мамки с младшими чипсетами подрезали производительность железа. Например проц 3.5 ггерц и турбо буст до 4.0 ггерц. Но мать режет турбо буст до 3.8. Причем это всё неофициально. На сайте производителя написано что мать не режет, но по факту режет. И получается, то-ли биос обновлять надо, то-ли ещё какие манипуляции. Чел понес обратно в магаз, но его послали. Мамки с Z имеют огромный запас прочности. Если не гнать- прослужат сто лет)
    Ах точно. На таких мамках оператива с XMP-профилем заводится без проблем. На других чипсетах ограничение по частоте 2400. А у меня Kingston 3200 MHz 8G *2

    • Admin

      О том как работает турбо буст и почему режется частота почитайте тут. Память от 3000 МГц и выше процессоры тяжело переваривают. А на материнке без XMP такая оперативка может вообще не заработать. Так что берите лучше нормальный Kingston HiperX на 2400 МГц, двумя планками по 8 Гб, это оптимальный вариант.

  3. Александр

    https://www.regard.ru/comparen.htm?id=4d69f0bec4106e9d7151d97da98a8c01

    видеокарта в разгоне на заводе, с Частотой графического процессора не дает же сильного прироста?smile просто одни говорят брать самую дешевую с линейки
    STRIX, другие считают лучше переплатить слегка. но при этом заводском разгоне- не влияет ли на температуру и шум. или все это мелочи и тоже незначительноsmile? как понимаю брать лучше в разгоне , если цена практически схожа?
    зимой некоторые считают выйдут видеокарты — 2050. 2060 .2070 ) ждать ихsmile?

    • Admin

      Обычно разгон видеокарты дает маленький прирост (5-10%) и может немного повышать температуру, снижать стабильность и долговечность работы видеокарты. Но это в теории, в принципе там изменения далеко не экстремальные, так что видеокарта с заводским разгоном может работать долго и счастливо. В вашем случае разница в частоте около 8%, что должно дать прирост в играх в среднем около 5 fps. Прибавка незначительная, но приятная. Так что руководствуйтесь следующими соображениями. Если разница в цене незначительна и вы любите получать максимум от железа, то берите видеокарту с большим заводским разгоном. Если же вы любите подстраховываться, настроены на более длительную и стабильную работу видеокарты, то берите с меньшим заводским разгоном, потери производительности будут мизерными. Новых видеокарт я бы ждать не стал, так как будет это не скоро, цена в первые полгода будет завышена и еще не известно что из этого всего получится, а жить нужно сейчас smile

    • Дмитрий

      В конце 2018 выйдут 3170, 3180 может еще их подождете? mosking

  4. 1070 у нас продают за 55-80к это при том они бу.как то дороговато)

    • Дмитрий

      В конце прошлого года видеокарта 1070 у нас стоила 500$, в начале II квартала этого года стоила 440$, сейчас же цена взлетела до 600$. Надо ждать когда ажиотаж спадет, даже б\у сейчас не выход.

    • Admin

      Видеокарт нет не только в России, в Украине сейчас не то что GTX 1070, а и GTX 1060 сложно найти. И это печально, я как раз планировал апгрейд, придется его отложить sad
      Мне кажется, что резкий бум майнеров это заговор производителей видеокарт, хотя на практике у обычного пользователя не факт, что вложения окупятся. Так что ожидаем скоро резкий бум на вторичном рынке и рекордное подешевение smile
      Популяризация майнинга – одна из причин подорожания видеокарт

    • Дмитрий

      Всегда есть какой-то заговор! Тайное правительство не дремлет, большой брат следит за тобой! mosking
      Вложения окупаются, только тут кому как повезет, у кого-то через пол-года, у кого-то год а возможно и больше. Но сам биткоин странная валюта (если ее вообще можно таковой называть) как бы из воздуха, я таких вещей не понимаю и держусь подальше.

    • Admin

      Переношу дискуссию в более подходящую тему.

Оставить комментарий

Войти с помощью: